Российские специалисты разработали уникальный метод, который помогает снизить риск отторжения органов после трансплантации. Новое изобретение облегчит судьбу сотен тяжело-больных людей. Репортаж Екатерина Кучур.
День за днем в течение двух лет в этой лаборатории Ольга Дымова вела скрупулезное исследование. Его суть людям, лежащим в палатах этажом выше, была совершенно не понятна.
Они, измученные болью, так же день за днем боролись за свою жизнь. Жизнь с новой пересаженной почкой. Приживется или не приживется - это вопрос не нескольких недель, и даже не нескольких лет. Это вопрос всей жизни.
Эдураду Глухову из Владивостока пересадили почку пять лет назад. Он выглядит абсолютно здоровым, но каждые полгода вынужден ездить в Москву на биопсию, процедуру, позволяющую понять, не начался ли процесс отторжения.
Эдуард Глухов: "Достаточно болезненно, когда берут, и после того, как взяли кусочек ткани на анализ, нужно лежать четыре часа неподвижно и выпить два литра воды".
Анастасия Хаметьянова: "Маленьким детям особенно тяжело, потому что они не могут лежать неподвижно, для этого им делается общий наркоз".
Двухлетний Гоша капризничает. Ему пересадили мамину почку и теперь вновь готовят к биопсии: огромной иглой в двадцать сантиметров врач берет кусочек ткани из пересаженного органа.
Другого метода определить состояние трансплантата не было, пока Ольга Дымова не открыла особые белки в составе мочи больного, которые сигнализируют об опасном состоянии пересаженного органа.
Ольга Дымова, врач лаборатории клинической биохимии Российского научного центра хирургии имени академика Петровского: "Оказалось, важно не только наличие этих белков в моче, но их соотношение между собой и доля этих белков от общего состава белка".
Революционность метода определения белков в российском центре хирургии имени Петровского оценили сразу. Ведь с помощью одного только анализа мочи можно наблюдать за жизнью пересаженного органа не раз в полгода, как в случае биопсии, а практически каждый день.
Михаил Каабак, заведующий отделением трансплантации почки Российского научного центра хирургии имени академика Петровского: "С первого по пятый год после трансплантации теряется 15 процентов пересаженных почек, и умирает 10 процентов пациентов после пересадки почек. Причем это люди, которые находятся в расцвете своих жизненных сил, и возраст этих пациентов около 40 лет".
Узнав о новом методе через Интернет, Эдуард пришел в восторг. Теперь поездки из Владивостока в Москву на биопсию станут значительно реже.
Автор же нового метода Ольга Дымова по-прежнему день за днем пропадает в своей лаборатории. И когда ей говорят, что она облегчила участь сотен больных, отвечает: на ее месте мог бы быть любой другой врач.