МВД «бьет» по почкам КП в Украине 25.1.2011
Опубликовано admin в Пт, 18/02/2011 - 10:46
МВД «бьет» по почкам МВД считает, что украинские врачи в Азербайджане преступили закон. Им не следовало оперировать.
Расследование «дела черных трансплантологов», среди которых оказались украинские врачи Владислав Закордонец, Ярослав Романив и Петр Зайченко, со дня на день будет завершено. Задержка - в ответе из Азербайджана, который должна подготовить местная полиция.
Алла ДУНИНА — 25.01.2011
Что же удалось раскопать за восемь месяцев следственных действий и в чем вина украинских врачей?
ОПЕРАЦИИ ПО КОНТРАКТУ
По данным Департамента по борьбе с киберпреступностью и торговлей людьми МВД Украины, который и расследует дело «черных трансплантологов», органы скупались по дешевке и продавались иностранным клиентам (читайте сайт kp.ua). А незаконные операции по пересадке делали наши хирурги, причем не только за границей, в Азербайджане, но даже в Киеве. За «торговлю людьми в составе организованной преступной группировки» врачей и упрятали в СИЗО как особо опасных преступников. Но, по утверждению адвоката хирурга Владислава Закардонца Марии Самбур, подозрения в незаконной деятельности врача и его коллег, которым грозит серьезный срок, безосновательны.
- Мой подзащитный не скрывает, что летал в Азербайджан на операции. Да, он работал по контракту с одной из клиник Баку, но ничего противозаконного не делал, - утверждает Мария Самбур. - Если в Украине донор с реципиентом должны состоять в кровном родстве, то в Азербайджане разрешено пересаживать органы не от родственников. Там нет закона, который бы ограничивал донорство.
По мнению защитницы, это просто какой-то парадокс, что Украина возбудила и расследует дело по преступлению, совершенному на территории другого государства нашими гражданами, где данное деяние уголовно не наказуемо.
- Насколько мне известно, за все проведенные в Азербайджане операции отвечают только наши медики, - рассказывает Мария Самбур. - Клинику в Баку, после того как в Украине разразился скандал, проверили местные правоохранители, но нарушений, кроме финансовых, не нашли. А наша милиция пытается обвинить врачей в противоправных действиях, предусмотренных нашим законодательством, но совершенных в другом государстве, где даже нет соответствующей статьи в уголовном кодексе. Да и доноры соглашались на операцию добровольно, ехали не под дулом пистолета, получали за это деньги, а в итоге стали «жертвами». И это при том, что, как сказал заместитель министра МВД Василий Фаринник в интервью «Комсомолке», «если человек добровольно решил продать свой орган неизвестно кому, это тоже преступление». Но доноры вдруг сделались потерпевшими...
ОТЧАЯВШИЕСЯ ЛЮДИ
Добиться у сотрудников МВД ответа на возникшие вопросы оказалось делом непростым. Следственные органы умело избегают прямых ответов. Прокомментировать ход расследования согласился лишь заместитель министра МВД Василий Фаринник. По его словам, согласие потерпевших на изъятие органов не исключает уголовной ответственности.
- Как установило следствие, в качестве доноров подбирались лица, пребывающие в уязвимом состоянии, - объясняет Фаринник. - Люди, доведенные до критического состояния безработицей, безденежьем, соглашались отдать почку, надеясь на выход из сложившейся ситуации. Их находили через Интернет. Желавших продать орган сегодня около 20 человек. Доноры получали всего несколько тысяч долларов за почку, а все остальное делилось среди врачей и вербовщиков, доставалось организатору.
Связь между врачами Института имени Шалимова, вербовщиками и организаторами, по словам Василия Фаринника, еще устанавливается. Но уже известно, что «непосредственный контакт с заказчиками органов для трансплантации совершался организаторами преступной группы». Кто заказчики - тайна следствия.
На вопрос, если больше всего операций было проведено в Баку без нарушения местного законодательства, почему врачей привлекают к уголовной ответственности в Украине, тоже нашелся ответ.
- Согласно требованиям действующего уголовно-процессуального законодательства, преступление признается совершенным на территории Украины, если его начали, продолжили или прекратили на территории Украины, - объясняет замминистра. - В нашем случае вербовка, перемещение, передача людей с целью трансплантации органов происходила у нас.
По данным оперативников, врачи провели несколько незаконных операций и прямо здесь. Но где, когда и сколько, - тайна следствия.
…Разыскать украинцев, продавших свои органы и ездивших на операцию по пересадке в Азербайджан, оказалось делом непростым. Они настолько запуганы, что не идут на контакт без особого указания из милиции. Свою осторожность объясняют просто: мол, они же не только продавали почку, но еще и искали новых доноров за 500 долларов комиссионных. Вот, мол, теперь и боятся, что их знакомые или родственники отомстят им. Зато, как один, признают, что добровольно контактировали с вербовщиками, насильно их никто не удерживал и передумать они не хотели, а с теми, кто их оперировал, не знакомы. Свои $10 тысяч они получили в полном объеме. Разве что сумма маловата…
МАМА ПАЦИЕНТА: «Я ГОТОВА НА ВСЕ, ТОЛЬКО БЫ СПАСТИ РЕБЕНКА»
Между тем в Институте имени Шалимова поговаривают, что аресты одного из ведущих хирургов-трансплантологов Украины Владислава Закордонца и анестезиологов - хорошо спланированная акция. После того как Закордонец попал под следствие, активно заработал один из украинских центров по трансплантации, ранее прозябавший без пациентов. Очередь на операции по пересадке почки в нем уже расписана на год вперед. Однако в МВД не видят в этом ничего особенного, объясняя, что, дескать, если где-то убывает, то в другом месте прибывает.
Некоторые из пациентов Владислава Закордонца все же не теряют надежды на его скорое возвращение. Например, Валентина Неподобная из Житомира и ее 12-летний сын Андрей.
- Как долго Андрюша продержится на диализе, не знаю. Он уже год и 9 месяцев на нем живет, так как две почки не работают, - делится Валентина Неподобная. - В Институте Шалимова не осталось хирургов, которые смогли бы сделать пересадку, только лечащие врачи. Нам сейчас предлагают ехать в Запорожский центр, но это далеко и дорого: там за операцию надо заплатить 70 тысяч гривен, а в Киеве - бесплатно. И знаете, что бы там ни говорили о моральной стороне вопроса, я уже готова пойти на все что угодно - найти донора, подделать любое свидетельство о родстве, отдать последнее, только бы спасти ребенка! И таких, как я, очень много.
У мамы Андрея Неподобного вся надежда на хирурга Закордонца.
У мамы Андрея Неподобного вся надежда на хирурга Закордонца.
БЫЛО ДЕЛО
Израильского хирурга Зиса оправдали дважды
В Украине уже была попытка осудить организатора незаконных пересадок органов. Задержанному в Донецке 12 октября 2007 года израильскому хирургу Михаэлю Зису изначально вменяли ту же статью УК Украины, что и нашим врачам: «Торговля людьми или другая незаконная сделка по передаче человека, совершенная по предварительному сговору группой лиц или лицом, от которого потерпевший находился в материальной или другой зависимости».
Суд дважды оправдал доктора Зиса и его водителя Руслана Свирина, обвиняемого в соучастии, причем даже после того, как прокуратура изменила статью, обвинив Зиса в «Нарушении установленного законом порядка трансплантации органов и тканей человека». Донецкие судьи не нашли состава преступления в действиях скандального доктора, подозреваемого в пересадке почек богатым гражданам Израиля от украинских и молдавских доноров в Донецком центре трасплантации.
Но на сей раз все может обернуться по-другому.
ТОЛЬКО У НАС
Хирург Владислав Закордонец: «Я уверен, что доноров запугивали»
Один из ведущих хирургов Украины Владислав Закордонец с октября находится под арестом. «Комсомолка» попросила адвоката врача при встрече с ним в следственном изоляторе задать наши вопросы.
«МЫ БЫЛИ НАЕМНЫМИ РАБОТНИКАМИ»
- Владислав, вам уже известно, какими доказательствами вины располагает следствие?
- Со дня ареста я следователя видел всего три раза и только в суде. Никакие следственные действия с нами не проводятся. Какие факты, какие доказательства нашей с врачами вины есть, мы не знаем. Даже в суде на продлении срока содержания под стражей ничего нового не прозвучало, следователь зачитал ту же бумажку.
- Но ведь вас подозревают в незаконных операциях за границей, в Азербайджане.
- Да никаких незаконных операций не было! У меня и двух моих коллег был договор с клиникой в Баку, согласно которому мы ездили туда на консультации, проводили операции, помогали спасать людей.
Конечно же, это чужая страна и законы их отличаются от наших. Там упрощенная процедура трансплантации. Да, была проблема из-за того, что вся документация велась на азербайджанском языке и, когда я взял ее посмотреть, ничего не понял. Единственный пункт на русском - о том, что необходимо письменное согласие донора на изъятие органа. Что я, такой-то такой-то, из гуманных побуждений передаю свой орган - и подпись. Обязательное условие - указать паспортные данные и предоставить медицинские справки. И, насколько я понял, Азербайджанское министерство здравоохранения подтверждало легальность операции, то есть местный закон не нарушался. Ну а мы были наемными работниками.
- На вас оказывают давление?
- Нет. Но я слышал, что к моему коллеге анестезиологу, который сейчас лежит в больнице при СИЗО (он человек в возрасте, и у него серьезные проблемы со здоровьем), приходили сотрудники Департамента по борьбе с торговлей людьми и пугали его. Я уверен, что доноров в Ужгороде тоже запугивали, чтобы они дали показания конкретно против врачей.
«Я НИКОГО НЕ АГИТИРОВАЛ ПРОДАТЬ ОРГАН»
- Вы «заказывали» вербовщикам доноров для трансплантации?
- Некоторых из них я, возможно, и встречал, но это не доказывает того, что я с ними вступал в преступный сговор. Мы с коллегами работали легально. Доноры не отрицают, что добровольно продали органы и получили за это по 10 тысяч долларов. Кто их вербовал, я не знаю. Лично я никого из этих людей не агитировал, но тем не менее меня и коллег пытаются в этом обвинить, «привязав» к организованной преступной группировке. Если этого не сделать, то и состава преступления в наших действиях не окажется. А так получается, что мы в составе ОПГ тоже якобы вербовали, перевозили и эксплуатировали людей.
- Какая связь между вами и донорами? Вы с ними были знакомы?
- У меня были очные ставки с тремя потерпевшими, которые сказали, что вербовщики показали им меня и анестезиолога издали, объяснив: «Вот они будут вас оперировать». Потерпевшие подтвердили, что не мы с ними договаривались о пересадке, не мы им платили за органы.
Кстати, уже тем, что доноры рассказали о трансплантации, они нарушили закон Азербайджана о конфиденциальности медицинских сведений. А за то, что торговали своими органами, должны отвечать по закону Украины. Но в данном случае люди нарушили законы двух стран и ни за что не отвечают: стали «потерпевшими» и ходят на свободе. А врачи - в тюрьме. Интересная ситуация…
- МВД утверждает, будто располагает данными о том, что несколько незаконных операций по трансплантации вы провели в Украине…
- Я интересовался, откуда они это взяли, но никакого ответа не получил. Уже пора привыкнуть, что не все то, что они говорят, отвечает действительности. В этом я убедился на собственном опыте после обысков дома и на работе. Презумпция невиновности у нас существует только на бумаге. На деле же человек должен оправдываться в том, чего не совершал.
- Ярослав до сих пор в ужасе и не понимает, за что его задержали.
Татьяна Романив: - Ярослав до сих пор в ужасе и не понимает, за что его задержали.
«ЕСЛИ ЭТО МЕСТЬ, ТО ИЗОЩРЕННАЯ»
- А вы не слышали, как в СИЗО поживает организатор всей схемы и его команда?
- Меня не интересует, где они и что с ними. Хотя вы знаете, кто-то пустил слух, будто они продавали детей на органы. «Население» СИЗО это сильно возмутило, и этим людям вроде как одно время пришлось несладко. Но все это только слухи.
- Говорят, после вашего ареста заработали другие центры по трансплантологии. Не видите в этом никакой связи?
- В департаменте у меня спрашивали о конкурентах, просили назвать. Но какие в нашей работе могут быть конкуренты?! Есть только коллеги. Не собираюсь идти на поводу у милиции и признаваться в том, чего не совершал. Я выполнял свою работу.
- Не думали ли вы о том, что таким образом кто-то вам мстит? Возможно, вы кому-то отказали в помощи или кто-то из коллег решил с вами поквитаться?
- Если это месть, то очень изощренная. Сомневаюсь, что за этим стоит кто-то из моих коллег. Хотя один из источников, оказывающий следствию, как они говорят, содействие, работает в Институте имени Шалимова…
- После того как выйдете из СИЗО, готовы снова оперировать?
- Посмотрю по ситуации. Чем больше времени проходит, тем меньше желания работать.
- Как думаете, вас могут выпустить на подписку о невыезде?
- Очень в этом сомневаюсь. После громких заявлений, прозвучавших из уст высокопоставленных чиновников МВД, они постараются сделать все возможное, чтобы подвести нас под статью.
КСТАТИ
«Они же оперировали в клинике, а не в подвале»
Супруги анестезиологов Ярослава Романива и Петра Зайченко до сих пор не могут прийти в себя от шока и понять, за что их мужья сидят в СИЗО.
Татьяна, жена анестезиолога Ярослава Романива:
- Мой муж в 2009 году четыре раза выезжал в Азербайджан по контракту оказывать анестезиологическую помощь - вот все, что он сделал. Он не знает ни одной фамилии жертв и вербовщиков. Ярослав до сих пор в ужасе и не понимает, за что его задержали. Вся его вина в том, что он ездил в Азербайджан.
После того как он 20 лет безупречно проработал врачом, теперь у него - общая камера в СИЗО, где Ярослав на втором ярусе делит «койку» с еще одним задержанным. Он там просто сидит, его никуда не вызывают, ни о чем не спрашивают.
Еще летом муж ездил давать показания в Ужгород, и ему сказали тогда: вашей вины не видим. Поблагодарили за сотрудничество, отметили, что он проходит как свидетель, а потом… арестовали, не объясняя почему.
Людмила, супруга Петра Зайченко:
- Я не могу понять, в чем его обвиняют. Петр уже пенсионер, в Институте Шалимова не работает, трудится в одной из частных клиник. У него очень плохо с сердцем. Но никакие справки не помогают…
Ну да, если врачей, собравшихся в операционной, можно назвать организованной группой, то почему бы не сделать преступной? Они же оперировали в клинике, а не в подвале!
Как мне рассказал супруг, кое-кто из доноров четко указал на него, мол, это именно он оперировал. Вы себе можете такое представить: человек после наркоза узнал врача, бывшего в шапочке и в маске? Даже коллеги, проработавшие рука об руку годы, только по одним глазам в прорези маски не могут узнать друг друга! Но доноры смогли…