Раздел VII. Обязанности пациентов и медицинские меры ограничительного характера Права пациентов не могут быть объектом никаких ограничений кроме тех, которые установлены законодательством Российской Федерации, в том числе настоящим Федеральным законом и необходимы в интересах охраны здоровья населения, равно как и основных прав и свобод других лиц.
Статья 26. Обязанности пациентов
Пациент обязан:
проявлять в общении с медицинскими работниками уважение и такт
сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания после дачи согласия на медицинское вмешательство неукоснительно выполнять все предписания лечащего врача;
соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения здравоохранения, где он находится сотрудничать с врачом при получении медицинской помощи;
немедленно информировать врача об изменении состояния своего здоровья в процессе диагностики и лечения;
незамедлительно обращаться к врачу при подозрении на наличие, либо при наличии заболевания, представляющего опасность массового распространения;
не предпринимать действий, способных нарушить права других пациентов.
Статья 27. Медицинские меры ограничительного характера
Медицинские меры ограничительного характера включают меры обязательного, недобровольного и принудительного характера, осуществляемые по медицинским показаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении пациента могут быть применены меры обязательного или недобровольного характера, связанные с проведением профилактических, диагностических и лечебных мероприятий без его согласия в случае, если состояние его здоровья и интересы охраны здоровья других лиц не позволяют использовать добровольные формы организации ему медицинской помощи и (или) требуют обязательного медицинского воздействия.
Меры обязательного характера имеют разрешительную направленность, в том числе для тех сфер, где фактор здоровья является одним из определяющих, и реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эти меры не требуют особого инициативного решения для их проведения и допускают отказ пациента. В случае отказа пациент лишается возможности получения необходимого ему разрешения или допуска.
Меры недобровольного характера осуществляются на основании решения суда или ином порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и не допускают отказа пациента.
Меры принудительного характера применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние
Статья 28. Профилактические меры обязательного и недобровольного характера
Обязательные профилактические меры предусматривают проведение профилактических прививок (плановых и по эпидемиологическим показаниям) в целях предупреждения возникновения или распространения инфекционных заболеваний. Решение о проведении карантинных мероприятий принимается должностным лицом санитарно-эпидемиологической службы или органами власти по представлению должностного лица санитарно-эпидемиологической службы
Порядок и условия проведения профилактических мероприятий обязательного или недобровольного характера определяются нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 29. Диагностические меры обязательного характера
К диагностическим мерам обязательного характера относятся:
обязательное предварительное освидетельствование;
обязательное профессиональное освидетельствование;
медицинская экспертиза профессиональной пригодности.
Обязательное предварительное освидетельствование проводится в целях выдачи разрешения или допуска в предусмотренных законодательством обстоятельствах, где фактор здоровья является одним из определяющих и связанных с необходимостью охраны здоровья самого пациента или других граждан.
Обязательное профессиональное освидетельствование осуществляется в плановом, регулярном порядке в отношении лиц, поступающих на работу или занятых такими видами трудовой деятельности, где фактор здоровья является одним из определяющих, и проводятся в интересах охраны здоровья самого пациента и других лиц.
Перечень видов трудовой деятельности, где фактор здоровья является одним из определяющих, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Экспертиза профессиональной пригодности проводится в случае, когда требуется решить вопрос о способности пациента по состоянию здоровья выполнять работу особой категории, где фактор здоровья является одним из определяющих.
Статья 30. Диагностические меры недобровольного характера
К диагностическим мерам недобровольного характера относятся недобровольное освидетельствование, в том числе и по санитарно-эпидемиологическим показаниям, без согласия пациента.
Недобровольное освидетельствование по санитарно-эпидемиологическим показаниям проводится в отношении лиц, контактировавших с инфекционными больными и не давшими согласия на участие в карантинных мероприятиях, осужденные, направляемые в места лишения свободы, лица, относящиеся к группе риска по распространению болезней, передаваемых половым путем, в отношении лиц, причастных к совершению дорожно-транспортных и других чрезвычайных происшествий, а также у отдельных категорий работников, деятельность которых сопряжена с риском для жизни и здоровья населения, нанесения вреда окружающей среде, значительного ущерба государственным интересам.
Решение о недобровольном освидетельствовании по санитарно-эпидемиологическим показаниям принимает врач-специалист, должностное лицо госсанэпидслужбы.
Условия и порядок недобровольного освидетельствования по санитарно-эпидемиологическим показаниям определяются законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Решение о недобровольном освидетельствования при дорожно-транспортных происшествиях принимает сотрудник органов внутренних дел, отвечающий за проведение расследования и в соответствии с нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти Российской Федерации.
Решение о недобровольном проведении освидетельствования отдельных категорий работников в соответствии с пунктом 2 данной статьи принимает должностное лицо в соответствии с порядком и правилами данного вида освидетельствования разрабатываемыми и утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статья 31. Лечебные меры обязательного характера; недобровольная госпитализация
Лечебные меры обязательного характера предусматривают установление за пациентом обязательного диспансерного наблюдения. Оно предполагает наблюдение за состоянием здоровья пациентов путем регулярных осмотров врачом-специалистом и своевременное оказание пациенту необходимой медицинской помощи и связанных с ней услуг.
Перечень заболеваний, требующих обязательного диспансерного наблюдения, определяется федеральным органом здравоохранения.
Решение об установлении обязательного диспансерного наблюдения принимает врач-специалист, должностное лицо органа здравоохранения, комиссия врачей.
Условия и порядок обязательного диспансерного наблюдения определяются нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти Российской Федерации.
Лечебные меры недобровольного характера предусматривают недобровольную госпитализацию.
Недобровольная госпитализация допускается при наличии инфекционных заболеваний, представляющих опасность массового распространения.
В отношении больных с заболеваниями, передающимися половым путем, и ведущих антисоциальный образ жизни, представляющий угрозу жизни и здоровью других людей, решение о недобровольной госпитализации может принять суд на основании мотивированного заключения и представления в суд комиссией врачей специалистов территориального или вышестоящего органа здравоохранения при обязательном участии в работе комиссии представителя органов внутренних дел.
Условия и порядок недобровольной госпитализации, продления ее и выписки пациента определяются законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти Российской Федерации
Пациент, госпитализированный без его согласия, имеет право на лечение, а также на уход и условия пребывания, аналогичные тем, которые предусмотрены для пациентов, госпитализированных добровольно.
Лечение не добровольно госпитализированного пациента может проводиться без его согласия только на основании решения комиссии врачей-специалистов, за исключением неотложных случаев.
Пребывание пациента в стационарном учреждении здравоохранения без его согласия продолжается до исчезновения оснований госпитализации.
Недобровольная госпитализация может быть прекращена по решению лечащего врача, комиссии врачей или суда, которое принимается либо по их собственной инициативе, либо на основании просьбы пациента или ходатайства любого другого заинтересованного лица.
Прекращение недобровольной госпитализации не обязательно означает окончания лечения, которое может быть продолжено на добровольных основаниях в случае, если пациент дает на это согласие.
Раздел VIII. Ответственность за нарушения прав и обязанностей пациентов
Статья 32. Гарантии защиты прав пациентов
Защита прав пациентов осуществляется администрацией учреждений здравоохранения, комиссиями по защите прав пациентов при органах здравоохранения, общественными организациями, включая объединения пациентов и (или) их семей, этические комитеты (комиссии), которые действуют в пределах, установленных их уставами.
В случае нарушения своих прав пациент или его законный представитель могут обратиться в органы здравоохранения, в суд, к Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Порядок обжалования противоправных действий в отношении пациентов устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 33. Комиссии по защите прав пациентов
Комиссии по защите прав пациентов создаются при органах здравоохранения и занимаются всеми связанными с соблюдением и реализацией этих прав вопросами. При федеральном органе здравоохранения действует Федеральная комиссия по защите прав пациентов, которая в том числе решает конфликтные вопросы, возникающие на уровне субъектов Российской Федерации в области прав пациентов.
Комиссии по защите прав пациентов:
проверяют обоснованность жалоб и обращений пациентов, связанных с нарушением их прав;
ходатайствуют перед лицензионной комиссией о приостановлении или аннулировании лицензии на медицинскую и фармацевтическую деятельность лиц, совершивших противоправные действия в отношении пациентов;
направляют в органы прокуратуры материалы проверки при наличии в действиях медицинских и фармацевтических работников состава преступления;
обращаются с иском в суд по всем фактам противоправных действий, требующих его решения;
ответственности к нарушителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ходатайствует перед лицензионной комиссией о приостановлении лицензии на медицинскую и фармацевтическую деятельность рекламодателях, осуществляющих незаконную (запрещенную) рекламу.
Порядок создания и деятельности Федеральной комиссии по защите прав пациентов определяется положением о ней, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 34. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении прав пациента, определенных настоящим Федеральным законом, несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством Российской Федерации.
Вред, причиненный здоровью пациентов в результате нарушения их прав, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Факт совершения в отношении пациентов противоправных действий, повлекших причинение вреда их здоровью, может быть признан в результате досудебного разбирательства с участием Комиссий по защите прав пациентов, представителей общественных организаций по защите прав пациентов и профессиональных медицинских ассоциаций, страховых организаций и (или) в судебном порядке.
Условия и порядок страхования гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный здоровью пациента, а также порядок выплаты компенсаций определяются законодательством Российской Федерации.
Статья 35. Государственный и общественный контроль за соблюдением прав пациента и обеспечением его безопасности
Государственный и общественный контроль за соблюдением прав пациента и обеспечением его безопасности осуществляют органы здравоохранения, действующие при них комиссии по защите прав пациентов, а также иные министерства и ведомства в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общественный контроль за соблюдением прав пациентов могут осуществлять объединения медицинских (фармацевтических) работников, объединения пациентов или членов их семей, иные общественные объединения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Надзор за соблюдением законности при обеспечении прав и безопасности пациентов осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации, прокурорами субъектов Российской Федерации
Раздел IX. Заключительные положения
Статья 36. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, договоры, заключенные органами государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, действовавшие на территории Российской Федерации до введения в действие настоящего Федерального закона, применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации в течение трех месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона привести свои правовые акты в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев внести в Государственную Думу предложения о внесении в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений и дополнений в раннее принятые федеральные законы и об установлении (усилении) ответственности за нарушение настоящего закона.
Пояснительная записка
к проекту Федерального закона «О правах пациентов»
Потребность в охране и обеспечении здоровья, в необходимой медицинской помощи во время болезни, в заботе и уходе — вот то главное, что характеризует пациента. Поскольку всегда существует опасность, что эта потребность останется без внимания или будет удовлетворена только отчасти, возникает необходимость определения, законодательного закрепления и защиты прав пациентов.
Права пациента всегда сопряжены с обязанностями государства, врача или иного медицинского работника. Не определив права, нельзя установить обязанности тех, кто является гарантами этих прав.
Обоснование необходимости принятия данного законопроекта.
Резкое ухудшение медико-демографической ситуации требуют усиления социальной направленности реформ, проводимых в обществе и здравоохранении.
Значительное снижение доступности необходимой медицинской помощи, рост платных медицинских услуг, распространение теневой оплаты в системе оказания медицинской помощи.
Системный и нарастающий кризис в деятельности медицинских учреждений, связанный с недостатком финансовых и материальных ресурсов, с проблемами подготовки и переподготовки специалистов-медиков, носит критический характер и в первую очередь отражается на пациентах.
С развитием системы обязательного медицинского страхования в отношениях врача и пациента, также как и в отношениях пациента со всей системой здравоохранения появился посредник в лице страховых медицинских организаций, призванный защищать права пациента. Но эти функции в силу разных причин оказались практически не реализованы.
За предшествующие годы не сложился механизм обеспечения и защиты прав пациента. Механизм работы с жалобами и другими обращениями пациентов складываются очень медленно и практически не имеют правового обеспечения.
Незащищенными в социальном и правовом отношении оказались и сами медицинские работники.
Самым главным обоснованием необходимости разработки и принятия данного закона является огромная потребность в разработке стандартов, регламентирующих взаимоотношения между государством и пациентами, между больницами и пациентами, между медицинскими работниками и пациентами.